Когда мы читаем художественные произведения, то часто абстрагируемся от реальности: в первую очередь нас волнует сюжет, конфликт или настроение, а пространственный и исторический контекст отходят на второй план. В центре нашего внимания окажутся тексты, где Москва становится не просто местом действия, а самостоятельным героем.
Почему авторы обращаются к описанию определенных мест города и какую символику они имеют?
Как передать языковыми средствами ощущение пространства в тексте?
Какой предстает Москва в произведениях сентиментализма и романтизма, реализма и символизма, акмеизма и футуризма?
На встречах мы будем вчитываться в поэтические и прозаические тексты, наносить на карту маршруты героев, подбирать к произведениям иллюстрации в виде визуальных документов эпохи: произведений живописи и графики, фотографии и кино.
10.12 в 19:00
«Бедная Лиза» как первый «московский текст»
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» можно назвать первым примером «московского текста» литературного произведения, в котором город не просто место действия, а самостоятельный герой. События повести разворачиваются в Симоновой слободе. Мы прочитаем повесть и обсудим:
Какую роль в тексте играют описания города и сельской местности?
Что знали современники Карамзина о Симоновом монастыре слободе и как это знание делало более понятным авторский замысел?
В чем причина популярности «Бедной Лизы» и почему Лизин пруд стал местом паломничества для многих поколений читателей?
24.12 в 19:00
Мистическая Москва Антония Погорельского
Антония Погорельского многие с детства знают как автора сказки «Черная курица или подземные жители» любопытного примера «петербургского текста». Действие его фантастической повести «Лафертовская маковница» разворачивается в Москве, в Лафертовскую, или Лефортовскую части. Там живет старушка: днем торгует маковыми лепешками, ночью знается с нечистой силой. К ней обращается свойственница с просьбой найти жениха своей дочке бесприданнице Маше. Маковница предсказывает скорое явление суженого и дарит девушке ключ от сундука с несметными сокровищами. Послушает ли Маша старушкиных советов? Сбудутся ли ее предсказания?
В повести волнует не только сюжет:
Почему действие фантастической повести разворачивается именно в Лефортово?
Как в тексте сочетаются черты реализма и романтизма, описания конкретных мест и мистические образы?
Что за личность скрывается за псевдонимом автора Антоний Погорельский?
Что позаимствуют у Погорельского Пушкин и Одоевский, Гоголь и Булгаков?
Ведущие курса:
Мария Никитина – искусствовед, ведущий методист Экскурсионного бюро Музея Москвы
Екатерина Задирко – филолог, историк, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера»
Вход свободный по предварительной регистрации. Регистрация на 24.12: https://centr-gilyarovskogo.timepad...
Ридинг-группы проходят в пространстве коворкинга в Центре Гиляровского.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.